Еще всем известный родоначальник маркетинга Филипп Котлер дал наипрекраснейшее определение маркетинга. Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
То есть, основная идея маркетинга – это решение проблем клиента. Если компания решает проблему, у компании все хорошо. Если не решает – либо меняйте стратегию, либо закрывайтесь. Прошло то время, когда люди находились в состоянии «потребления».
И именно с этим понимаем мы разрабатываем маркетинговую стратегию – план действий, необходимых для продвижения компании на рынке. Не будем расписывать, почему это важно и как это делается, просто расскажем, что мы получили в итоге, имея на руках этот волшебный документ.
Итак, к нам обратился клиент по строительству бассейнов в Москве и области — «Вип Аквасервис». На момент обращения компания уже работала на рынке, имела достаточно серьезный бэкграунд своих клиентов, однако весь поток заказов шел исключительно благодаря сарафанному радио.
Задача клиента была выйти на рынок Москвы и области в качестве полноценного игрока.
Так как задача клиента заключалась в выходе на рынок (что логично, мы же не можем работать ВНЕ рынка), нам нужно было понять: а на каком рынке мы все-таки собираемся работать? Многим кажется, что маркетинг заключается только в запуске рекламы.
«Кнопку нажал и полетели заявки, клиенты и партнеры!»
Увы, не зная болей клиентов, своих сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, а также емкости рынка, далеко не сдвинуться. И благо, наш клиент это понимал.
Это нужно, чтобы понимать, стоит ли овчинка выделки. Если ваша компания многопрофильная, для продвижения нужно выбирать максимально узкую нишу с хорошим спросом, но при этом с низкой конкуренцией. Как говорил великий Джек Траут: «Дифференцируйся или умирай!».
Компания занимается строительством, ремонтом, реконструкцией и обслуживанием бассейнов. Понимая, что 15 млн ₽ за строительство бассейнов неизвестной компании никто не даст, мы решили взять за гипотезу направление «обслуживание бассейнов». С таким подходом и клиенты на постоянном обслуживании, и дальше с ними можно уже работать по-крупному.
В общем, оценили мы ёмкость рынка и выяснили, что при стратегическом маркетинге и хороших продажах мы можем зарабатывать в среднем 700 000-780 000 ₽ в месяц.
Деньги – это, конечно, хорошо, но без понимания, кому мы продаем и какие проблемы клиента решаем, все бессмысленно. Нашей задачей была проработка каждого сегмента и выявление того, чем живет и дышит наша целевая аудитория. А целевая аудитория оказалось очень и очень широкой…
ЦА – владельцы бассейнов:
Для каждого сегмента мы разработали портрет потребителя. Отметим, что у частных владельцев недвижимости не всегда собственник лично ищет подрядчиков (и это важно учитывать), а потому боли и ценности данного сегмента мы также отдельно прописали. Отметим, что цели у собственника и управляющего чаще всего отличаются. Если первому нужно, чтобы починили бассейн и сделали работу качественно, для второго ключевым фактором является время – кто быстрее сможет приехать на вызов, у того услуги и закажут.
Как уже отмечалось ранее – мы живем в рынке. И без понимания, кто на нем работает и какие у нас сильные и слабые стороны по отношению к ним, мы расти не сможем.
Проведя анализ конкурентов и составив swot-анализ, мы выяснили для себя свои слабые стороны:
И определили сильные стороны:
Имея все вышеуказанные исследования на руках, у нас получилась следующая формула:
Проблемы клиента + наши сильные стороны + работа по слабым сторонам = 1 000 000 ₽ за 2 месяца работы.
Хотите узнать, какую стратегию мы выбрали и что у нас получилось? Об этом мы расскажем во второй части!
Директор
Маркетолог